Использование бережливых технологий в образовательных организациях
Использование инструментов бережливого производства в образовательной организации помогает:
– улучшить учебный процесс, оптимизировать работу;
– улучшить качество образования;
– обеспечить стандартизацию и визуализацию учебного процесса;
– сокращение временных и финансовых потерь;
– повысить работоспособность работников и сохранение человеческих ресурсов;
– развитие образовательной организации.
Под «бережливым обучением» мы понимаем организацию образовательного процесса, которая исключает потери, влияющие на эффективность обучения в системе профессионального образования. В нашем случае качество подготовки выпускников, контроль которых направлен на первичную аккредитацию. Основной целью внедрения бережливых технологий является повышение безопасности детей, современная организация рабочих мест, повышение осведомленности родителей учащихся, «формирование бережливого отношения к школьникам, бережное отношение к вещам, книгам и предметам».Использование бережливых технологий как одного из видов инноваций при проектировании образовательного процесса влияет на формирование компетенций учителей, развитие креативности, развитие исследовательских навыков и поиск инновационных инструментов, что приводит к повышению качества образовательного процесса. Технология проектирования прочно заняла свое место в образовательном процессе, эта технология востребована как часть внедрения федеральных государственных стандартов (ФГОС), чтобы претворить в жизнь работу образовательных учреждений.
Новая система упростила работу учителей, сократила время, затрачиваемое на работу с документами, и, по сути, освободила ее – путем обучения и воспитания детей. Раньше на преподавательской работе преподаватель почти половину времени работал над документацией, сегодня эта работа не занимает больше часа. Одним из эффективных инструментов для упрощения процессов стала доска задач.
Для оптимизации системы образования все виды потерь должны быть устранены. Необходимо удалить все устаревшие бумажные запасы, которые сегодня не содержат никакой полезной информации, а занимают только помещения в организации. Все сотрудники допускают ошибки на работе, это человеческий фактор: неправильно введенные данные; потеря информации или документов; неверная информация в документе; громоздкая организация папок на компьютере или папок в картотеке. Инструменты предотвращения ошибок, систематические краткие встречи для всей организации и отдельных отделов, эффективная система управления документами и визуальный контроль – все это помогает устранить их.
В настоящее время в образовательных учреждениях существует аналогичная проблема, такая как составление многочисленных электронных и бумажных отчетов, создание дополнительных копий документов, дублирование одной и той же информации в разных документах (источниках). Для решения этой проблемы необходимо проанализировать необходимость определенных видов отчетной деятельности и их формы. Переутомление, которое не имеет положительного эффекта, а только требует затрат времени, является еще одним паразитом для организации. Сотрудник не всегда понимает, что некоторые из его операций являются ненужными. Это связано с тем, что начальник не дает четких инструкций для подчиненного. В образовательных организациях выполнение операций часто зависит от других сотрудников. Требуется подписание одного документа несколькими лицами.
5S – это методика улучшения рабочего места, которая включает 5 простых правил: следите за порядком, сортируйте, стандартизируйте, поддерживайте чистоту, улучшайте. Это улучшит качество вашего рабочего процесса за счет уменьшения количества ненужных ходов. Ненужная перевозка документов или перемещение людей приводит к расходованию временных ресурсов. Например: поиск необходимых документов в компьютерной или бумажной базе данных для хранения информации, а также ручная отправка информации на следующий этап. Инструментами, позволяющими избежать этих потерь, являются стандартизация рабочего процесса, отслеживание и контроль документов.