Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) перейти
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности перейти
Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram
Ссылки на интернет-ресурсы, содержащие задания по формированию функциональной грамотности: ://media.prosv.ru/fg/
Об открытии электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности http://www.niro.nnov.ru/?id=55144
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены 6 направлений: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность,
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Основные виды читательской функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность -
свободное владение всеми видами речевой деятельности;
способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь;
самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
- информационная грамотность -
умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
- деятельностная грамотность -
это проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Основные виды математической функциональной грамотности: это способность учащихся:
- распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности и которые можно решить средствами математики;
- формулировать эти проблемы на языке математики;
- решать эти проблемы, используя математические факты и методы;
- анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
- формулировать и записывать результаты решения.
Естественнонаучная грамотность -это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
Тематические области, которые относятся к естественнонаучной грамотности:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
Финансовая грамотность — совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и качества жизни. Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание личности с развитым экономическим мышлением.
Структура финансовой грамотности включает в себя четыре ключевые области:
- деньги и сделки,
- планирование и управление финансами,
- риск и вознаграждения,
- финансовый ландшафт.
Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Одной из шести составляющих функциональной грамотности является читательская, которая стоит на первом месте. Читательская грамотность - это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность - это базовый навык функциональной грамотности.
Чтение - есть искусство, искусство важное и трудное. Истинными стали слова Гете: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели».
Формирование читательской грамотности детей и подростков является одной из приоритетных задач современной системы образования. Распоряжением Правительства РФ от 03.06.2017 г. утверждена концепция поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, основной целью которой является повышение статуса чтения, читательской активности и улучшение качества чтения, развитие культурной и читательской компетентности школьников. Поддержка и развитие детского и юношеского чтения рассматриваются сегодня как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны.
В исследованиях PISA читательская грамотность - «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»
На любом уроке мы работаем с информацией, которая чаще всего представлена в виде текста.
Каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов, заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения, например:
- умение найти и извлечь информацию из текста;
- умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию;
- умение использовать полученную информацию для решения любого вида задач - от учебных до практических, жизненных;
- умение сделать из полученной информации соответствующие выводы.
Существует множество приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником «Мозговой штурм», «Иллюстратор», «Написание творческих работ», «Создание кроссворда», «Продолжение произведения (придумывание конца)», «Тонкие и толстые вопросы», "Конкурс чтецов".
Учебное пособие по формированию читательской грамотности для общеобразовательных учреждений
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка
Приемы формирования читательской грамотности. Технологии критического мышления
Задания по читательской грамотности для 6-7 класса